Рядные многоплунжерные насосы высокого давления с электронным регулятором
АвтоЦентр Петербург
г. Санкт-Петербург ул. Лужская д. 3 корп. 2 В
Дизель Центр
режим работы пн - вс с 09.00 по 21.00

Рядные многоплунжерные насосы высокого давления с электронным регулятором

Топливная аппаратура

Рядные многоплунжерные насосы

Это вторая статья цикла посвящённого ремонту топливной аппаратуры на нашем предприятии. Она, как и первая, посвящена рядным многоплунжерным насосам высокого давления (ТНВД), но с электронным регулятором. Насосная часть ТНВД настраивается и регулируется подобно описанному в предыдущей статье, поэтому рассмотрим подробно только регулятор типа RE.

Рядный ТНВД с регулятором RE
Рядный ТНВД с регулятором RE

Первые рядные насосы с электронным регулятором начали появляться во второй половине восьмидесятых годов. Их появление было обусловлено удешевлением в производстве электронных компонентов и повышением экологических требований к автомобилям. Электронное регулирование топливоподачи позволяет с высочайшей точностью дозировать поступающее в цилиндр топливо. Система включает в себя массу датчиков:

  • потенциометр педали акселератора (электронная педаль);
  • датчик оборотов и положения коленчатого вала и/или распределительного вала;
  • датчик положения рейки ТНВД;
  • датчик положения вала ТНВД;
  • датчики давления наддува;
  • датчики температуры окружающего воздуха, охлаждающей жидкости и поступающего в насос топлива;
  • датчик скорости автомобиля;
  • блок системы круиз-контроля;
  • выключатель стоп-сигнала;
  • выключатель педали сцепления;
  • выключатель свечей накала и т.п.

Вся эта информация обрабатывается электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя, например MS 6.1, который передаёт управляющий сигнал широтной импульсной модуляции (ШИМ-сигнал) на исполнительный элемент, которым является соленоид (электромагнит), в регуляторе ТНВД. Соленоид отводит рейку ТНВД на необходимое расстояние от нулевого положения, тем самым обеспечивая искомую топливоподачу. Ход рейки контролируется полудифференциальным датчиком с кольцом замыкания (датчиком положения рейки) с высокой точностью. От его регулировки зависит работа насоса в целом, ведь он обеспечивает обратную связь для ЭБУ двигателя. Поэтому при приёмке ТНВД в работу – это первый датчик, который нами проверяется.

Для этого существует комплект приборов, включающий в себя:

  • Специальный электронный блок управления с набором кабелей для подключения к различным ТНВД;
  • Высокоточный мультиметр;
  • Стрелочный индикатор часового типа с набором крепления к рейке и корпусу ТНВД;
  • Электронный константер (блок управления);

Контрольные параметры настройки индивидуальны для каждого регулятора и доступны в тест-планах по каталожному номеру ТНВД. При этом точность регулирования соответствует 0,001 Вольта напряжения на выходном сигнале датчика положения и 0,01 миллиметра хода рейки.

Комплект оборудования для настройки электронного регулятора
Комплект оборудования для настройки электронного регулятора

Так же проверяется работоспособность соленоида регулятора и тепловой зазор между штоком соленоида и рейкой ТНВД. Для работы с этим регулятором существует специальный инструмент, основная часть которого объединена в инструментальные доски.

Инструментальная доска для ремонта электронного регулятора
Инструментальная доска для ремонта электронного регулятора
Кольцо полудифференциального датчика положения рейки смонтированное на рейке
Кольцо полудифференциального датчика положения рейки смонтированное на рейке

Разборка регулятора должна происходить в полном соответствии с технологией Бош, так как при неправильном демонтаже крышки регулятора можно повредить кольцо датчика положения вала, а его неверную ориентацию, которую мы проверяем с помощью специальных шаблонов, очень сложно восстановить, и она неминуемо скажется на работе ТНВД. Также важно проверить радиальный люфт штока соленоида, превышение люфта отражается на стабильности работы насоса на холостом ходу.

Регулятор типа RE демонтированный с насоса
Регулятор типа RE демонтированный с насоса

Датчик положения вала ТНВД, иногда устанавливаемый в регулятор, проверяется при вращении приводного вала с частотой 60 об/мин с помощью осциллографа. Оценивается амплитуда и форма выходного сигнала.

Осциллограмма датчика положения вала ТНВД
Осциллограмма датчика положения вала ТНВД
Опломбированный регулятор после ремонта
Опломбированный регулятор после ремонта.

После ремонта регулятор пломбируется фирменными пломбами красного цвета. При этом чёрные пломбы – заводские. Описанные выше операции нельзя осуществить без необходимого оборудования, оснастки, приборов, инструмента и обученного персонала. Всё это есть на нашем предприятии, что позволяет Автоцентру «Петербург» предоставлять гарантию на ремонт насосов сроком один год. И быть уверенным в результате своей работы.

Статья составлена инженером-механиком по ремонту топливной аппаратуры дизельных двигателей Автоцентра «Петербург» Сандыбаевым Е.С.