Насос-форсунки лишены этих недостатков
Под насос-форсункой понимают – топливную систему неразделённого типа, то есть без нагнетательного трубопровода. В традиционных системах из-за протяженности трубок высокого давления возникают потери давления подаваемого топлива. Приходится решать проблему стойкости трубок к вибрации, подвпрыскивания распылителей, отсутствия резкой отсечки подачи топлива.

Насос-форсунки применялись на дизельных двигателях всегда, ведь она присутствовала в патентной заявке Рудольфа Дизеля от 1905 года, но никогда не считались перспективным направлением в двигателестроении, пока в 1985 году Detroit Diesel Allison не выпустила первую серийную насос-форсунку с электроклапанным управлением. Применение данной конфигурации сделало возможным двухфазный точнодозированный впрыск топлива вкупе с давлением до 2050 бар, что позволяло соблюдать современные нормы по токсичности отработавших газов.
В настоящее время на нашем предприятии проверяются и ремонтируются насос-форсунки двух производителей Robert Bosch и Delphi.
Насос форсунки фирмы Роберт Бош изготавливаются для легковых и грузовых автомобилей.

Особенностью легковых насос-форсунок Роберт Бош («а» и «б» на рис.2) является конструктивная возможность двухфазной подачи топлива, при этом запальная порция достигает 1,5 мм куб. Это реализовано за счёт специальной камеры гидронагружения. Эта порция впрыскивается перед основным впрыском, что разогревает камеру сгорания и увеличивает давление, тем самым подготавливает условия для основного впрыска.

Также особенностью является щелевой фильтр на подаче топлива, о котором знают не все слесаря, отверстия имеют довольно маленькое сечение и легко засоряются при небрежном обращении. Этот щелевой фильтр находится на гайке насос-форсунки (обведённые красным области на рис.2) и выглядит как ряды отверстий малого сечения (см. рис.4)

Недостатком первоначальной компоновки было то, что насос-форсунка крепилась к головке цилиндров с одной стороны. В результате при продолжительной эксплуатации она разбивала посадочное гнездо. В следующем поколении фирма-изготовитель пересмотрела крепёжный узел (форсунка «б» на рис.2). Насос-форсунки Бош проверяются на стенде EPS815 CamBOX. В ходе проверки измеряются значения топливоподачи и время ответа клапана, так называемый BIP-сигнал.

Для ремонта необходимо специальное оборудование, включающее в себя стенд для разборки-сборки, индикатор усилия, динамометрические ключи, наборы специальных ключей, адаптеры для измерения давления открытия форсунок и программное обеспечение (см. рис.5, рис.6).

У насос-форсунок Бош официально подлежит ремонту только нижняя, распылительная часть, группа электромагнитного клапана допускает только регулировку.

Насос-форсунки фирмы Delphi (Lucas)
Насос-форсунки Delphi как и Роберт Бош применяются на автотранспорте и спецтехнике. Легковые насос-форсунки в основном используются на автомобилях Land Rover. Грузовые применяются на автомобилях Volvo, Hyundai, Renault, а также различных тракторах и другой спецтехнике. Они изготовлялись разных типов: Тип А (Ч-образные), Тип Е1, Тип Е3 (четырёхконтактные, см. рис.8).

Все эти виды насос-форсунок наше предприятие ремонтирует и проверяет с помощью оригинального оборудования, включающего в себя программный комплект IRIS, стенд Hartridge AVM2-PC со специальным дооснащением, специальный инструмент (см. рис.9).

Данное оборудование позволяет присваивать насос-форсункам коды коррекции, точно диагностировать и заменять детали насос-форсунок, включая замену клапанов управления с их настройкой.
Ждём Вас в Автоцентре Петербург.
Статью составил инженер-механик по ремонту топливной аппаратуры Сандыбаев Е.С.