Рядные многоплунжерные насосы
Это вторая статья цикла посвящённого ремонту топливной аппаратуры на нашем предприятии. Она, как и первая, посвящена рядным многоплунжерным насосам высокого давления (ТНВД), но с электронным регулятором. Насосная часть ТНВД настраивается и регулируется подобно описанному в предыдущей статье, поэтому рассмотрим подробно только регулятор типа RE.

Первые рядные насосы с электронным регулятором начали появляться во второй половине восьмидесятых годов. Их появление было обусловлено удешевлением в производстве электронных компонентов и повышением экологических требований к автомобилям. Электронное регулирование топливоподачи позволяет с высочайшей точностью дозировать поступающее в цилиндр топливо. Система включает в себя массу датчиков:
- потенциометр педали акселератора (электронная педаль);
- датчик оборотов и положения коленчатого вала и/или распределительного вала;
- датчик положения рейки ТНВД;
- датчик положения вала ТНВД;
- датчики давления наддува;
- датчики температуры окружающего воздуха, охлаждающей жидкости и поступающего в насос топлива;
- датчик скорости автомобиля;
- блок системы круиз-контроля;
- выключатель стоп-сигнала;
- выключатель педали сцепления;
- выключатель свечей накала и т.п.
Вся эта информация обрабатывается электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя, например MS 6.1, который передаёт управляющий сигнал широтной импульсной модуляции (ШИМ-сигнал) на исполнительный элемент, которым является соленоид (электромагнит), в регуляторе ТНВД. Соленоид отводит рейку ТНВД на необходимое расстояние от нулевого положения, тем самым обеспечивая искомую топливоподачу. Ход рейки контролируется полудифференциальным датчиком с кольцом замыкания (датчиком положения рейки) с высокой точностью. От его регулировки зависит работа насоса в целом, ведь он обеспечивает обратную связь для ЭБУ двигателя. Поэтому при приёмке ТНВД в работу – это первый датчик, который нами проверяется.
Для этого существует комплект приборов, включающий в себя:
- Специальный электронный блок управления с набором кабелей для подключения к различным ТНВД;
- Высокоточный мультиметр;
- Стрелочный индикатор часового типа с набором крепления к рейке и корпусу ТНВД;
- Электронный константер (блок управления);
Контрольные параметры настройки индивидуальны для каждого регулятора и доступны в тест-планах по каталожному номеру ТНВД. При этом точность регулирования соответствует 0,001 Вольта напряжения на выходном сигнале датчика положения и 0,01 миллиметра хода рейки.

Так же проверяется работоспособность соленоида регулятора и тепловой зазор между штоком соленоида и рейкой ТНВД. Для работы с этим регулятором существует специальный инструмент, основная часть которого объединена в инструментальные доски.


Разборка регулятора должна происходить в полном соответствии с технологией Бош, так как при неправильном демонтаже крышки регулятора можно повредить кольцо датчика положения вала, а его неверную ориентацию, которую мы проверяем с помощью специальных шаблонов, очень сложно восстановить, и она неминуемо скажется на работе ТНВД. Также важно проверить радиальный люфт штока соленоида, превышение люфта отражается на стабильности работы насоса на холостом ходу.

Датчик положения вала ТНВД, иногда устанавливаемый в регулятор, проверяется при вращении приводного вала с частотой 60 об/мин с помощью осциллографа. Оценивается амплитуда и форма выходного сигнала.


После ремонта регулятор пломбируется фирменными пломбами красного цвета. При этом чёрные пломбы – заводские. Описанные выше операции нельзя осуществить без необходимого оборудования, оснастки, приборов, инструмента и обученного персонала. Всё это есть на нашем предприятии, что позволяет Автоцентру «Петербург» предоставлять гарантию на ремонт насосов сроком один год. И быть уверенным в результате своей работы.
Статья составлена инженером-механиком по ремонту топливной аппаратуры дизельных двигателей Автоцентра «Петербург» Сандыбаевым Е.С.